Основы безопасности жизнедеятельности


Всемирный день гражданской обороны

Ежегодно 1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны, его основная цель: получение дошкольниками дополнительных теоретических знаний и практических навыков по безопасному поведению в повседневной жизни и при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Эта тема очень важна для детей дошкольного возраста, поскольку безопасность дошкольников — на первом месте. В рамках Всемирного дня гражданской обороны, для ознакомления воспитанников с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях педагоги в доступной форме рассказали, что такое гражданская оборона, какие чрезвычайные ситуации происходят в жизни. Детям были предложены мультипликационные фильмы и видеоролики на тему «Что такое гражданская оборона», «Если ты нашел опасный предмет», «Поведение с незнакомцем» и другие.

День гражданской обороны

День гражданской обороны – это праздник смелых, сильных духом и преданных своему делу людей. Его отмечают люди, которые в любое время года, при любых погодных условиях готовы быстро собраться и отправиться в любую точку Земли, чтобы спасать людей, вытаскивать гражданское население из беды, будь это война, природная катастрофа, захват заложников или эпидемия страшной болезни. В ГБПОУ СО ЧГК им. О. Колычева ОПДО с воспитанниками старшей и подготовительной групп было проведено тематическое развлечение посвященное Дню гражданской обороны.

С детьми мы повторили правила безопасного поведения, в случае возникновения пожара, какие средства защиты можно изготовить из подручных средств, какой номер должны набирать при пожаре. В спортивной эстафете «Потуши пожар», воспитанники пробовали свои силы в роли пожарных.

Познакомились со средствами защиты и на практике применили приемы их использования.

В игре «Если дома я один» обсудили опасные ситуации возникающие по вине детей и в совместном обсуждении находили выход из этих ситуаций.

В игре «Небылица» проверили знания детей по правилам дорожного движения.

В завершении мероприятия детям раздали памятки посвященные вопросам безопасности.

Безопасность жизнедеятельности большой блок, который включает в себя множество аспектов: охрана труда, пожарная, антитеррористическая безопасность, условия возникновения ЧС и задачи РСЧС, безопасность дорожного движения, ЗОЖ, ОБЖ, валеологию, совместную деятельность с медицинскими работниками (проведение профилактических мероприятий, проверка аптечек в групповых комнатах, проведение занятий с сотрудниками ОП ДО по оказанию первой медицинской помощи и т. д.).

Безопасность образовательного процесса на ОПДО:

— безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; оборудование помещений, где находятся дети, с соблюдением мер противопожарной безопасности)

— правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства, а также моющие средства находятся в недоступном для детей месте);

— подобранная по росту детей мебель и ее маркировка;

— маркировка постельного белья и полотенец; правильное освещение.

— организация процесса проветривания и обеспечение необходимого теплового режима в зимнее время; организация питьевого режима.

— наличие автоматизированной противопожарной системы оповещения и обеспеченность необходимым количеством противопожарных средств;

— рабочие легкодоступные запасные выходы;

— выполнение правил пожарной безопасности, соблюдение противопожарного режима.

— наличие плана эвакуации людей и инструкции, определяющие действия персонала по обеспечению быстрой эвакуации.

— согласно плану систематически проводить эвакуационные занятия, на которых отрабатывать действия всех участников образовательного процесса и работников детского сада на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

— регулярно проводить беседы и инструктажи по правилам техники безопасности с различными категориями сотрудников детского сада.

На ОП ДО активно ведется работа по формированию «Основ безопасности жизнедеятельности» детей. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.  Наша система работы создана на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой,  Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О.А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т.Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту».

Целью является воспитание безопасного поведения у детей, через формирования у каждого ребенка основных понятий опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. 

Задачи:

— формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

— приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

— передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

— Принципы:

— развивающего образования;

— научной обоснованности и практической применяемости;

— полноты, необходимости и достаточности;

— единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

— учета интеграции данной образовательной области с другими образовательными областями.

Разделы безопасности жизнедеятельности:

«Природа и безопасность»;

«Безопасность на улице»;

«Безопасность в общении»;

«Безопасность в помещении»;

 Во время учебного года с воспитанниками проводятся мероприятия: занятия, экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание картин, чтение произведений, заучивание стихотворений, различные дидактические и сюжетно-ролевые игры, просмотр мультфильмов, встреча с инспекторами ДПС. В утренние и вечерние отрезки времени дети совместно с воспитателем рассматривали иллюстрации, альбомы, наглядно-дидактические пособия по тематике.

Для получения положительных результатов активно привлекаются родители, которые посещают различные мероприятия организованные на ОП ДО.

Мероприятия по формированию основ безопасности проводится по 5 направлениям:

  • Информационное — обучение Правилам, формирование знаний по безопасному поведению. Размещение памяток о соблюдении ПДД; Использования сети интернет. Просмотр обучающих мультфильмов, фильмов, аудио сказок; Чтение художественной литературы по тематике (Я. Пишунов «О транспорте»; Чтение сказки Н. Киселева «Котенок и щенок»; Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»; Михалков «Велосипедист»; Маршак С. «Светофор»; Н. Сорокин «Для пешеходов»; чтение сказки Е. Жидков «Светофор» и т. д.
  • Развивающее — формирование практических умений и навыков безопасного поведения. (Дети подготовительной группы представляли дефиле сезонной одежды с световозвращающими элементами; Проведение конкурса дидактических пособий «Безопасная дорога»; Приобретение и изготовление пособий, дидактических игр, настольных обучающих игр, атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Имеются наглядно-дидактические пособия: «Транспорт», Спецтранспорт», «Дорожные знаки»; Лото «проведение Д/игр и игр-тренингов: «Кому откроешь свою дверь?», «Веселые автомобили», «Светофор» и т д. – способствовать развитию осторо- жности, осмотри- тельности. Создание проблемных ситуаций: «Если ты потерялся», «Один дома», «Нужна твоя помощь». Проведение проектов и как итог оформление альбома в группах «Дорога к детскому саду».
  • Воспитательное — формирование мотивации ответственного поведения. Проведение профилактического мероприятия «Единый день светлячка» Встречи и беседы с сотрудниками ГИБДД. В ходе целевых прогулок закрепляются знания детей об улице, дороге, о правилах поведения на улицах города, проводятся наблюдения за движущимся транспортом, рассматриваются дорожные знаки. Систематически проводятся спортивные развлечения на улице и в спортзале.  Проводятся беседы и консультации на темы: «О чём говорят дорожные знаки»«О правилах дорожного движения»«Улица полна неожиданностей» и т. д.
  • Методическое — методическое обеспечение, папки – передвижки, памятки, ежемесячное обновление наглядных уголков по ПДД создание окружающей развивающей среды (в помещении, на игровых площадках, территории ОП ДО)
  • Контрольное — система контрольных мероприятий по оценке эффективности полученных детьми знаний и умений (анкетирование, мониторинги, тестирование).